Дефицит бюджета

Доходы и расходы бюджета не всегда совпадают.

Если доходы превышают расходы, образуется профицит бюджета, который становится финансовым резервом для будущих периодов.

Если расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета. Для того, чтобы профинансировать расходы, превышающие доходы, органам местного самоуправления можно использовать остатки неиспользованных за предыдущий год доходов бюджета, а также привлечь заемные средства, т.е. взять в долг деньги из коммерческих банков (коммерческие кредиты), или у вышестоящего бюджета (бюджетные кредиты). Срок погашения каждого из долговых обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не должен превышать 30 лет.

Бюджетный кодекс устанавливает предел для объема дефицита местного (муниципального) бюджета. Дефицит местного бюджета не может превышать 10% годового объема доходов бюджета без учета финансовой помощи и налоговых доходов, установленных законами субъекта РФ. На бюджетные кредиты это ограничение не распространяется (подробнее см. статью 92.1 Бюджетного кодекса РФ)

Решение Городской Думы «О городском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в редакции от 26.06.2014 утвердило дефицит городского бюджета в размере 414,1 млн. руб., что составляет 23,4 % годового объема доходов бюджета без учета финансовой помощи и налоговых доходов, установленных законом Нижегородской областиУчитывая, что для финансирования дефицита привлекались бюджетные кредиты из вышестоящего бюджета, такой размер дефицита не нарушает ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Однако привлеченные в долг денежные средства нужно не просто вернуть в установленные сроки, но и заплатить процент за пользование ими. Расходы по уплате процентов называются «обслуживанием долга». Таким образом, утверждение бюджета с дефицитом, хоть и дает возможность профинансировать дополнительные расходы, но вместе с тем увеличивают сами расходы в части обслуживания муниципального долга.

Муниципальный долг – это накопленный объем обязательств органов местного самоуправления по привлеченным заемным средствам, а также выданным муниципальным гарантиям третьим лицам по их заимствованиям (подробнее см. главу 14 Бюджетного кодекса РФ). Объем муниципального долга изменяется каждый раз как при выплате кредиторам части основной суммы долга, так и при привлечении новых заемных средств. Таким образом, размер муниципального долга может быть оценен по состоянию на ту или иную дату. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, объем муниципального долга не должен превышать утвержденный годовой объем доходов местного бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета). Для высокодотационных муниципалитетов предельный объем долга снижается в два раза.

По состоянию на 01.01.2014 муниципальный долг города составляет 730 млн. руб. или 41,4% от собственных доходов местного бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета)

Принятие бюджета с дефицитом оправдано, если превышение расходов над доходами обусловлено необходимостью финансирования мероприятий капитального характера, не повторяющимися из года в год, например строительством дорог или другой городской инфраструктуры. В этом случае после возврата основной суммы заемных средств и процентов по ним у органов местного самоуправления не остается связанных с этими вопросами дальнейших расходных обязательств.

В то же время, если дефицит вызван необходимостью профинансировать повторяющиеся из года в год, или так называемые текущие расходы (например, содержание городских учреждений, органов местного самоуправления, включая заработную плату и коммунальные платежи), то такие расходные обязательства будут возникать ежегодно. При отсутствии собственных средств бюджета на их финансирование, придется из года в год привлекать заемные средства, а обязательства по выплате процентов по ним будут расти, как снежный ком.